1992 – наст.время

1992 – настоящее время

 Ежегодно с июля 1992 года и до настоящего времени подводно-археологическая экспедиция «Память Балтики» основные свои работы ведет на месте Выборгского морского сражения, состоявшегося 22 июня 1790 года в 40 км юго-западнее Выборга. В ходе Русско-шведской войны 1788-1790 гг., после неудач в Эландском (1789 год), Ревельском (2 мая 1790 года) и Красногорском (24-25 мая 1790 года) сражениях с Российским флотом весь шведский флот, галерный и корабельный, в количестве более 300 боевых единиц под общим командованием шведского короля Густава III, вошел в Выборгский залив, где был заблокирован кораблями Балтийского флота под командованием адмирала Василия Яковлевича Чичагова. В шхерном Выборгском заливе впервые в истории войн на море собралось более 500 боевых кораблей двух противоборствующих флотов.

Через месяц напряженного противостояния, 22 июня, шведы, получив свежий восточный ветер, подняв все паруса и ведя огонь на два борта, спешно ринулись всем флотом Северным фарватером, что проходит между мысом Крюссерорт (Крестовый) и банкой Сальвор, прорываясь сквозь огонь кораблей отряда контр-адмирала И.А.Повалишина, запиравшего фарватер юго-западнее мыса Крюссерорт и создавшего для шведов огнем корабельных пушек огненный коридор. До 23 июня Чичагов гнал шведский флот до самого Свеаборга… В этом победном для русского оружия сражении российский флот не потерял ни одного корабля, а погибло 117 человек. Шведский флот потерял 7 линейных кораблей, 3 фрегата и более 90 гребно-парусных судов, погибло 2000 человек и в плен попали 5000 человек. По оценке Екатерины II «знаменитая победа» в Выборгском морском сражении закрепила за Россией статус Великой морской державы, а адмирал В.Я.Чичагов стал первым и единственным в России из моряков кавалером ордена Св. Георгия Победоносца I степени. Из семи шведских линейных кораблей 4 сдались в плен и 3 пошли ко дну: 62-пушечный линейный корабль «Hedvig Elisabeth Charlotta», 74-пушечный ли-нейный корабль «Lovisa Ulrika» и 66-пушечный линейный корабль «Enigheten». Также ко дну пошли 44-пушечный линейный фрегат «Uppland», 44-пушечный линейный фрегат «Zemira», фрегат-брандер «Postilion», 22-пушечный бриг-коттер «Dragon», боевая галера «Ertrus» и королевская яхта «Aurora».

К 2011 году все эти перечисленные погибшие в Выборгском морском сражении именные шведские корабли найдены и исследуются подводно-археологической экспедицией «Память Балтики», работающей на основе Открытого листа Института археологии Российской академии наук с 1992 года. Поднятые с них подводные раритеты после консервации специалистом Русского музея А.С.Смирновым передаются на постоянное хранение в Государственный музей «Выборгский замок». Они пополняют основную экспозицию «Выборгское морское сражение – величие и слава флота России» Музея подводной археологии, созданного только на основе работ экспедиции «Память Балтики». Музей, расположенный в Комендантском доме Выборгского Замка, работает ежедневно и без выходных, а граждане Российской Федерации до 18 лет допускаются в него бесплатно.

 62–пушечный линейный корабль «Hedvig Elisabeth Charlotta». Погиб, налетев при прорыве на банку Репия. В 1994 году найден на глубинах 17-35 м. Исследо-вания проводились до 2009 года. С него подняты 24-фунтовая четырехтонная чугунная палубная пушка с мощным дубовым станком, два становых якоря и символ корабля – деревянная резная красавица носовая фигура, которая несла в свое время железный щит с тремя коронами – «Тре Крунур».

Носовая фигура линейного корабля Hedwig Elisabeth Charlotta
Линейный корабль Hedwig Elisabeth Charlotta

 74-пушечный линейный корабль «Lovisa Ulrika». Погиб при прорыве, налетев на банку Пааслуото. Найден в 1995 году на глубине 30 м. С него подняты изящный дубовый станок палубного 6-фунтового орудия, деревянная водоотливная труба и уникальная коллекция боеприпасов шведских пушкарей.

Loviza Ulrika
Линейный корабль Loviza Ulrika

66-пушечный линейный корабль «Enigheten». Загорелся от брандера, которого он буксировал, чтобы пустить его на отряд кораблей контр-адмирала И.А.Повалишина, запиравшего Северный фарватер, и взорвался, когда огонь подошел к крюйт-камерам. Найден в 2000 году и с глубины 30 м в сложных для аквалангистов условиях с него была поднята 12-фунтовая двухтонная чугунная пушка и фрагмент стрингера. Работы на этом корабле были серьезным испытание для экспедиции.

Линейный корабль Enigheten

22-пушечный бриг-коттер «Dragon» найден на банке Пааслуото в 2002 году. С него поднят становой якорь и фрагменты корпуса и рангоута корабля. Деревянное парусное судно петровского времени с обработанным гранитом для строящегося Петербурга найдено в районе банки Пааслуото в 2003 году. Считаем, что в шторм произошла подвижка гранитных глыб, которые пробили борт и судно затонуло. Подняты оригинальные гранитные изделия, предназначались для архитектурного оформления площадей, примером чего является Сенная площадь Санкт-Петербурга.

Боевая галера «Ertrus» найдена на глубине 14 м в 2004 году на банке Пааслуото. С нее поднят галерный станок 24-фунтового погонного орудия и постица – cплошная доска, покрытая равдугой и идущая от кормы до носа, для прохода абордажной команды и разделяющей два ряда гребцов.

44-пушечный линейный фрегат «Uppland» найден в 2005 году на банке Пааслуото. Фрегат горел, взорвался, разметан на площади 500х300 м. Произведено его полное обследование. Найдены становой якорь, оторванные форштевень и ахтерштевень. С него подняты фрагменты силового корпуса, листы медной обшивки подводной части корпуса корабля, станок 12-фунтового палубного орудия и шестиведерный красномедный лагун под воду и пиво. 8-пушечная королевская яхта «Aurora», штабной корабль шведского флота, при прорыве в ходе сражения вначале вела на буксире шлюпку, на которой шел шведский король Густав III. Затем налетела на банку Репия, разбила носовую часть, получила сильные повреждения от русских пушкарей и пошла ко дну. Русским морякам достался штандарт шведского короля, но сам король смог вырваться на своей шлюпке и избежать плена. Королевская яхта найдена на глу-бине 25 м на юго-восточном склоне банки Репия в полевой сезон 2006 года, посвященном 280-летию со дня рождения адмирала В.Я.Чичагова. Обследова-на полностью. С яхты подняли две изумительных по исполнению миниатюрные чугунные 3-фунтовые противоабордажные пушки на дубовых станках и поворотных платформах.

Яхта Aurora и 3-х фунтовая пушка

44-пушечный линейный фрегат «Zemira» в ходе сражения загорелся, взорвался, когда огонь достиг крюйт-камер. В соответствии с задачей, поставленной Густавом III, 66-пушечный линейный корабль «Enigheten», готовясь пустить начи-ненный взрывчатыми и огнеопасными веществам фрегат-брандер «Postilion» на корабли отряда Повалишина, запиравших Северный фарватер, которым прорывался шведский флот, дал ход. Горящий «Postilion» сцепился с самим линейным кораблем «Enigheten» и поджѐг его. Пытаясь уклониться от брандера, «Enigheten» столкнулся с обеспечивающим данную операцию 44-пушечным линейным фрегатом «Zemira» и также поджег его. Все три шведских корабля, объятые пламенем, когда огонь подошел к крюйт-камерам с корабельным запасом пороха, взлетели на воздух. Фрегат «Zemira» найден в 2006 году на глубине 24 м на южном склоне банки Репия. Фрегат был разорван на 6 огромных частей и разметан на площади 100х80 м. При нулевой видимости и сильном холодном течении объект был очень сложным для исследования.

Фрегат Zemira

Экспедиция исследует этот фрегат уже пятый полевой сезон, начиная с 2007 года, практически по одному огромному фрагменту за сезон. Первым исследо-вали центральный фрагмент фрегата «Zemira». Выявили и зафиксировали двена-дцать 24-фунтовых и одну 12-фунтовую чугунных пушек и становой якорь. Были подняты: миниатюрная бронзовая звонница, две серебряные монеты номиналом 24 OR c выгравированным гербом шведского короля Густава III и одиннадцать медных монет номиналом в 2 и 1 OR с красиво выполненными инициалами правящих в свой период шведских королей на аверсе монет. Все поднятые находки после консервации переданы в Государственный музей «Выборгский замок».

В 2007 году была организована экспедиция общества «Память Балтики» на Аляску.